понедельник, 5 марта 2012 г.

Моральные эксперименты. Уолтер, спасение человечества, экология и слеза ребенка.


Пример 3.

У Васи есть небольшая денежная заначка. Помочь материально незнакомцу, родственнику или пропить?

Этика добродетели -- родственнику.
Категорический императив -- ??
Утилирианизм -- ?? точно не пропить, но, кому помогать, не понятно.
Максиэгоизм -- помочь родственнику.
Миниэгоизм -- помочь родственнику.

Миниэгоизм все еще не подводит. Максиэгоизм на этот раз тоже не подвел, потому что не чем было особенно рисковать.

Пример 4.

Уолтер может спасти человечество, создав универсальных солдат для будущей войны. Но для этого он должен обречь детей на мучения или даже смерть. Можно ли это сделать?

Этика добродетели -- нет. Уолтер выскомерно считает себя равным богам и не придерживается золотой середины.
Категорический императив -- категорически нет!!! "Все счастье человечества не стоит одной слезы ребенка".
Утилитарианизм -- если Уолтер сможет заставить себя это сделать, то можно и даже надо.
Максиэгоизм -- можно, так как в случае, если Уолтер был прав, и новые суперсолдаты действительно помогут, то он станет спасителем человечества.
Миниэгоизм -- нельзя, потому что за страдания детей будет возмездие или муки совести, но никто не может потребовать от простого ученого, чтобы он спас человечество, а тем более наказать за то, что он этого не сделал.

В этом примере макси- и миниэгоист разошлись во мнениях. Максиэгоист поддержал точку зрения утилитарианиста, а миниэгоист -- Канта.

Пример 5.

Возможно сделать все человечество в какой-то мере счастливее, если заставить плакать одного ребенка на паять минут, не нанося ему никакого существенного вреда. Можно ли так поступить?

Этика добродетели -- скорее всего, можно. В этом нет никаких отклонений от золотой середины.
Категорический императив -- нельзя.
Утилитарианизм -- можно.
Максиэгоизм -- ?? если только от этого будет выгода для морального агента.
Миниэгоизм -- можно. Нет ничего страшного в том, что ребенок немного поплачет, а увеличение счастья всего человечества положительно скажется на индексах счастья, возникающих в трудных ситуациях. Например, более счастливый негодяй может пожалеть миниэгоиста и не бить его по голове в переулке, а просто отнять кошелек. Здесь миниэгоисту выгодно придерживаться взглядов разумного эгоиста.

Этот пример -- умозрительный пример Достоевского. Но он встречался в истории. Известный кинорежиссер итальянского неореализма Витторио Де Сика столкнулся с ним в фильме "Похитители велосипедов". В центральной сцене крупным планом должен был плакать мальчик, главный герой. Но артистического дарования мальчика не хватало для настоящего трагизма. Тогда Де Сика стал издеваться над мальчиком и довел его до слез. В этот момент как раз он дал команду "мотор". Фильм "Похитители велосипедов" признавался лучшим фильмом, снятым за историю кинематографа, и до сих пор входит в десятку лучших фильмов для подростков.

Пример 6.

Директор атомной электростанции и любящий отец делает все возможное, чтобы добиться наибольших успехов в своей работе, дать электроэнергию в ближайшие города, обеспечить семью, но забывает, что наносит вред окружающей среде, огромному количеству людей и своим детям в том числе. Какой выход из парадокса?

Этика добродетели -- Надо придерживаться золотой середины. Быть просто служакой и не думать о последствиях своих действий -- аморально.
Категорический императив -- ??
Утилитарианизм -- Положение Бентама, приведенное нами под пунктом 4, когда мы обсуждали утилитарианизм, как раз касается тех случаев, когда люди, увлеченные сиюминутными достижениями, забывают о долгосрочных благах. Экология и здоровье детей необходимы для счастья будущих поколений. Значит, законодатель должен вмешаться и принять соответствующие законы.
Максиэгоизм -- Директор должен продолжать работать, так как он зарабатывает деньги на обучение детей, а экология может и исправиться сама собой.
Миниэгоизм -- Директор должен серьезно задуматься. Возможная болезнь его детей в будущем, спровоцированная хоть в малой степени экологическими проблемами, может перевесить все его достижения как руководителя и добытчика. в настоящем.

Этот пример -- частный случай глобальной проблемы последних десятилетий. Если раньше промышленность могла спокойно черпать из бесконечного резервуара природных запасов, то с развитием технологий "планета становится слишком мала" для этого. Змей начинает кусать собственных хвост, и для руководителей становится уже недостаточно честно выполнять свою работу. Но мораль не успевает за технологиями. Настоящий ответ на эту животрепещущую проблему дает только утилитарианизм и миниэгоизм.