вторник, 4 октября 2011 г.

Философия сериала Грань (Fringe). Супергерои и счастье.




Отчим Оливии был военным и его, как это часто бывает с военными, переводили из части в часть. Из-за этого Оливия провела свое детство в Джексонвиле во Флориде, где проводили свои бесчеловечные эксперименты над детьми Уолтер и его партнер Белл. Оливия была в числе тех детей, которым давали экспериментальный препарат и показала наличие паранормальных способностей, которые впоследствии уже в подразделении Грань проявились в ее умении проходить между параллельными мирами. Она стала избранной, но психологическая травма, полученная в детстве отразилась на ее характере. Ее отчим бил свою жену, и во время одной из таких сцен насилия Оливия стреляла в него. Мать Оливии, скорее всего умерла, когда дочери было четырнадцать лет. Похоже, что всего этого избежала Фоливия. Ее мать до сих пор живет в доме под Нью-йорком,  и Фоливия никогда не была в Джексонвиле, следовательно, не подвергалась экспериментам с кортексифаном. Тем более, что в своем мире Уолтернет не разрабатывал кортексифан и узнает о нем только после изучения нашей Оливии у себя в лаборатории. Фоливия производит впечатление человека, довольного своей судьбой, и она счастлива в личной жизни, по крайней мере, до того, как оказывается вовлечена в План Уолтернета.
Для Оливии и Фоливии сверхспособности и счастье не являются существенными свойствами. Существенными свойствами кого-то или чего-то называются такие свойства, которыми обладают все двойники  этого существа или предмета в наиболее близких возможных мирах (мы, конечно, склонны считать, что, мир Фоливии максимально близок к миру Оливии). Не существенные свойства -- случайны. Те качества, которыми не обладает сущность в своем мире, но которыми обладает ее двойник в близком возможном, называются перенесенными.  Например, трудоспособность Оливии, ее обязательность, ее вовлеченность в проект Грань, качества,  которые разделяет с ней Фоливия, насколько мы можем судить из сериала, -- ее существенные свойства. Ее сверхспособности, замкнутость в результате психологической травмы в детстве, ее проблемы в личной жизни, которые не присущи Фоливии, не могут считаться ее существенными свойствами. А жизнерадостность, общительность, счастье в личной жизни -- перенесенные свойства Оливии, не присущие ей, но присущие ее близкому двойнику Фоливии.
Суммируя, сверхспособности и счастье (в отличие от свойств характера, таких как целеустремленность, доброта, ум и т.д...) -- не существенные свойства определенного человека, а случайные, имеющие тенденцию теряться в близких возможных мирах. Фантастические супергерои все случайны. Человек-паук и Доктор Манхеттен среди многих прочих -- результаты случайности во время эксперимента. Супермен  случайно занесен в наш мир из своего, где он не считался бы суперменом. Другие супергерои, вроде Бэтмена, не обладающие неуязвимостью Супермена и полагающиеся на достижения современных технологий, могут выжить только не существенно. В большинстве миров, близких к их фантастическому миру, они не протянули бы и одной серии. 
Те же рассуждения приложимы к свойству быть счастливой. Детей учат, что если они будут хорошими (или старательными, или послушными), то у них будет все хорошо. Наивная вера в это проникает в сознание взрослых, приводя к тому, что, когда они сталкиваются с неприятными случайностями, которыми жизнь имеет тенденцию одаривать нас в самый неподходящий момент, они теряются и недоумевают: Почему это произошло со мной? Разве я был плохим, не старательным, или не уважал общепризнанный порядок? Боюсь. что ответ на их вопросы, который дает семантика возможных миров, больше озадачивает, чем успокаивает. Те, кто достоин счастья в силу своих душевных качеств, обладает им перенесенно. Где-то среди близких возможных миров в полной гармонии с миром живет их двойник, который пожинает плоды их моральных и прочих трудов. 
Чем же тогда успокоиться хорошим неудачникам? В одном фильме главная героиня говорит на своей выпускной церемонии: "Нам твердят с детства, что все будет хорошо. Это ложь! Случается всякая дрянь. Все не будет хорошо, но ..." После "но" она утверждает, что жить в одиночестве необязательно, всегда найдутся люди, желающие помочь. Пусть они не будут в состоянии сделать  "все хорошо", но они могут быть рядом, сделать жизнь значимой, вывести из отчаяния и уныния. После "но" можно вставить любой вывод из существенных свойств данного человека, не зависящий от случайных обстоятельств. Тот, кто действительно хочет заниматься каким-то делом или построить какие-то отношения с окружающими людьми, в состоянии начать или продолжить свои занятия и получать от этого удовлетворение. Успех и счастье в отношениях -- другое дело. Успех и другие случайные свойства доступны подавляющему большинству людей только в перенесенном виде. Мы пришли к тому же, чему  без объяснения учит йога действия. Значит,  рассматривая параллельные миры сериала как близкие возможные, мы, по крайней мере, не так уж далека отклоняемся от правды.
Фоливия, не обладая сверхспособностями, тем не менее, работает в отделе Грань в своем мире. Она стремится, также как и Оливия в своем, помочь предотвратить последствия столкновения миров. Оливия, не счастливая в личной жизни, делает все, чтобы спасти своего любовника Скотта, когда тот оказывается в критической ситуации в результате взрыва в химической лаборатории. Хотя поправившийся в  усилиями Уолтера Скотт ведет себя неоднозначно и даже предпринимает попытку убить Оливию, она находит в себе силы примириться с его призраком и символически принимает от него обручальное кольцо . Оливия заслуживает счастья, но обладает им только перенесенно. Поставим такой вопрос: Каждый ли человек может быть счастлив или быть супергероем перенесенно? Ответ сериала -- нет. Требуются существенные свойства, которым не каждый обладает. Для супергероев требуется, по крайней мере, желание помогать людям, для счастливого человека -- свойство, которое для простоты назовем умением любить. Вполне возможно, также, что, как в случае Оливии,  эти свойства взаимосвязаны.
Даже если бы все люди были перенесенно счастливы и перенесенно супергероями, это не значит, что все они были бы таковыми в одном и том же мире, сколь-нибудь близком к нашему. Близость миров определяется их похожестью, а для реализации всеобщего счастья потребовались бы миллиарды взаимопереплетенных отклонений от нашего реального мира. Такой мир уже совсем не был бы похож на наш. Следовательно, какой бы большой список условий мы ни поставили после "если бы..." в сослагательном предложении, заканчивающемся ".., то все люди были бы счастливы", такое высказывание не было бы истинным, так как не выполнялось бы ни в каком близком к нам мире. Философ сказал бы, что мир, где все счастливы, выходит за пределы досягаемости нашего мира. Аналогично,  если бы Палыч сказал бы, что теннисит Дима мог бы выиграть встречу, если у него были бы крылья, и он мог летать по площадке, то такой совет нельзя было бы считать правильным, потому что ни в какой ситуации из прошлого опыта Палыча ничего похожего не встречалось, следовательно у него нет никаких оснований делать подобное заявление.  Итог --
печальная новость для  тех, кто верит в утопическое общество всеобщего счастья.