воскресенье, 17 октября 2010 г.

Последние могикане метафизики Анри Бергсон и Алфред Уайтхед. ч.4. Продленность в сайматике и Ци


Ци, прана, жизненная сила (elan vital) Бергсона не поддаются научному исследованию, потому что существуют не в данный момент математического времени, а только — в продленном времени. Действие цигун или йоги больше напоминает не моментальный эффект лекарства, а постепенное накопление нужного навыка.

Chi menuet



Читая Бергсона, невозможно отделаться от ощущения, что на самом деле он имеет в виду то, что сейчас называется самоорганизацией и наблюдается в рамках изучения нелинейных динамических систем, то есть не живой материи. а самой что ни на есть механики. Примеры находятся повсюду: от простых отображений до сложных процессов атмосферной турбулентности, Можно предположить, что и в этих случаях мы имеем дело с в той или иной степени организованной материей. Значит ли это, что тезис о некоей мистической силе опровергнут современной наукой? Еще нет! Хотя образование сложных паттернов в динамических системах моделируются на компьютере и даже в некоторых случаях просчитывается аналитически, сам креативный процесс образования новых структур и паттернов, его причины и принципы организации остаются непонятными.
Подобные процессы демонстрируют непредсказуемость поведения при малейших изменениях начальных условий и, как ни странно, ближе к бергсоновскому понятию организма, "выживающего" в продленном времени и несущего груз всего своего прошлого опыта, чем к линейным дифференциальным уравнениям, когда знание положений и скоростей в данный момент времени позволяет вычислить состояние системы в любой момент будущего. Примером может служить предсказание погоды. Определение циклонов и антициклонов, таких качественных характеристик, как преобладающие сезонные ветра, дает гораздо больше для прогноза, чем точные измерения температуры, давления, силы и направления ветра в каждой точке земного шара. Наличие системы уравнений, описывающих атмосферные явления, пусть и не решаемой, могло бы навести на мысль, что здесь не идет речь о продленности, но атмосферные вихри не похожи на твердые предметы. Они то появляются, то исчезают и не являются поэтому математическими объектами, в то же время, именно из-за их изменчивости они выживают и несут память о прошлом, как живой организм.

Нечеткость границ между неорганизованной и организованной живой материей демонстрирует популярная в наше время сайматика (cymatics, другой перевод - циматика), изучающая паттерны и динамическио явления, образующиеся  под воздействием звуковых волн в сыпучих средах или в неньютоновых жидкостях с переменной вязкостью. К последним относятся среди многих других  кетчуп, который так трудно заставить начать литься из бутылки, но сразу после этого оказывающийся вполне жидким, и популярная игрушка энтузиастов раствор крахмала, по которому можно бегать, если не останавливаться. Под воздействием звука неньютоновы жидкости иногда образуют статические паттерны, изменяющиеся в зависимости от частоты звуковой волны, и динамические образования в виде активно передвигающихся ростков или фигурок. С определенными оговорками можно сказать, что эти среды, проявляющие некоторые черты организованности в силу своей нелинейности, уже демонстрируют два типа поведения, напоминающие поведение растений и животных.
Внешняя сила, вибрация в этих случаях, является причиной лишь в значении "разворачивания" по Бергсону, когда он рассуждает о том, что разворачивающаяся пружина в граммофоне, не может называться в прямом смысле причиной звучащей музыки. Причина последнего, конечно, в свойствах грампластинки, а первого, по аналогии, - в неких потенциальных, ждущих своего часа, свойствах более или менее организованной материи.
Восприятие сложного динамического поведения неньютоновой жидкости в виде фигурок - конечно, способ интеллекта упростить и пространственно разделить то, что на самом деле представляет собой цельную и очень сложную картину. Следуя Бергсону, то же самое можно сказать и о всех существующих вещах по отношению к миру или, другими словами, сущностях и хайдеггеровском Сущем. Разбиение на отдельные вещи искусственно, хотя и совсем небесполезно с практической точки зрения.
 Аналог Сущего в китайской мистике - Ци, традиционно называемая космической энергией. Кстати, Уайтхед тоже свою метафизику оценивал как приближенную к восточной традиции осмысления мира. Попытки различных исследователей обнаружить физические свойства и проявления Ци дали неоднозначный результат. Но не естественно ли было бы предположить, что, если мистическая сила,стоящая за эволюцией есть свойство организованной материи, то сходная с ней, если не тождественная, Ци - не физическое поле, соединяющее отдельные вещи, а такое же свойство материи? Понятия усиления и культивирования Ци в цигун тогда не отличаются от создания свободного потока Ци в фэн-шуй, и речь идет в обоих случаях об изменении структуры (или расструктурировании)  в целях облегчения участия в мировом динамическом процессе создания нового в противовес подчиняющемуся законам увеличения энтропии постоянному разрушению. С этим может быть связана и другая сторона восточных мистических практик — остановка внутреннего монолога во время медитации, которая является не чем иным, как способом избежать давления интеллекта на разум. В медитации  мир воспринимается как поток, а не как совокупность вещей. С другой стороны, вместе с восприятием вещей теряется и возможность манипулирования ими, и возникает состояние отстраненности или незаинтересованности.