вторник, 8 ноября 2011 г.

Философия сериала Грань (Fringe). Парадокс Питера 3.


Неизвестный друг


может покривлю душой если скажу
что нашла проводника  
в том, кто лучше чем другие
мог понять меня всегда

был ли он со мной незримо
или был игрой ума
только знаком в лабиринте    
где я не могла пройти сама

не могу сказать, что он был мне
путеводною звездой
он, рожденный под другими
по ночам
мне мерцавшими тогда

он совсем не поцелуем
смог прервать мой страшный сон
не слезой, с щеки упавшей
а тем,
как спокойно  рассуждал


когда была одна без проводника
он был в моих мыслях
когда в лабиринт преград
увлекла игра
он навстречу вышел
он для меня тогда неизвестный друг
в путь домой зовущий
прервал долгий страшный сон рассуждая вслух
Голосом беззвучным


Теорема Наблюдателя и парадокс Питера.

Можно доказать, что в сериале Грань для предотвращения конца света требуется, чтобы Наблюдатель случайно отвлек внимание Уолтернета в ключевой момент его попыток найти формулу лекарства для Питера.. Эта теорема, которую назовем теоремой Наблюдателя, использует не сослагательное следование >, а логическое следование или импликацию:

(6) Если неЕ, то неВ.

Доказательство для тех, кому интересно:

По модус толленс из   (4) и того, что неЕ,следует:
не(неА и D).
 Тогда либо не(неА), либо неD (Если не выполняется "и то и другое истинно", то что-то из них ложно. Все просто, но это правило тоже имеет название -- закон Де Моргана).
не(неА) -- то же, что просто А (это правило в  логике называется двойным отрицанием), но мы знаем из (5), что это не так.
Тогда неD.
По модус толленс из неD  и (3):
неВ.
Доказательство началось с того, что нам известно неЕ. В результате мы получили неВ, значит (на самом деле, тоже по правилу, называемому условным доказательством, но понятно и так):
Если неЕ, то неВ.


Что же  можно узнать из теоремы Наблюдателя нового? А вот что: без его вмешательства судьба вселенных Грани не определена..  Наблюдатель не принадлежит никакому из параллельных миров, не подчиняется законам времени. Он путешествует во времени, появляется там и тогда, где и когда ему требуется. Но он  не бог и может ошибаться. И, как у людей, в его ошибках может быть больше пользы, чем ему кажется. Наблюдатель Сентябрь признается своим собратьям в том, что случайно отвлек Уолтернета в решающий момент получения формулы лекарства для Питера. Потом он исправляет ошибку тем, что спасает перешедших портал и утонувших в озере Уолтера и Питера. Но уже позже он предупреждает подразделение Грань о том, что нахождение Питера в мире Уолтернета угрожает глобальной катастрофой. Таким образом, он в конце концов признается, что его "ошибка" оказалась полезной. Питер не должен быть выжить в мире Уолтернта, несмотря на то, что это казалось Наблюдателю вполне возможным, потому что это означало бы неизбежную гибель для обеих вселенных по (4) и (5).
В данном случае можно говорить о фатализме. Фатализмом философы древности называли необходимость того или иного события в будущем, когда ничто не может помешать этому. Греческому философу IV века до н. э. Диодору Крону принадлежит так называемый Мастер Аргумент в защиту фатализма. Когда отчаянный романтический герой пренебрегает опасностью для жизни на том основании, что ему уже суждено судьбой погибнуть в другом будущем бою, его называют фаталистом. Он доверяет свою жизнь Судьбе.
Сверхспособности Наблюдателя делают его незаменимым орудием Судьбы. Если Судьбе угодно спасти обитателей миров сериала, кто лучше Наблюдателя может исправить положение? Судьба проводит свою волю по отношению к Питеру через Наблюдателя, понимает ли последний это или нет. Но в таком случае Питер оказывается оказывается избранником судьбы. Его жизнь не подчиняется законам случайности, как жизни обычных людей. Он отсутствует в мире Уолтернета существенно, потому что при любых обстоятельствах Судьба найдет, как это сделать. Но, с другой стороны, он существует в ближайшем мире Уолтера, а по определению существенных свойств они выполняются во всех близких мирах. Этот парадокс, назовем его парадоксом Питера, приводит к его исчезновению в конце третьего сезона.