вторник, 9 ноября 2010 г.

Видео песни SLIde. Интерактивность в музыке

Видео на песню из Мастера бильярда







Деятельность некоторых современных метафизиков, к сожалению, является яркой иллюстрацией того, как интеллект любуется порядком, который сам же и устанавливает в мире, полностью игнорируя процессы креативного самосоздания вселенной как хаотические. Уайтхед писал, что, как только стройность мысли и завершенность теории становятся главными критериями работы философа, его деятельность становится бесплодной и концентрируется вокруг бесконечных споров по малозначительным вопросам.
Подобная картина наблюдается и в музыке. Две тенденции влияют на развитие музыки,  искусства и индустрии: стремление музыкальными средствами передать наиболее тонкие человеческие эмоции с их заведомой хаотичностью и желание упорядочить музыкальный материал и тем облегчить его восприятие. С первой тенденцией мы сейчас склонны связывать живые концертные выступления и импровизацию, со второй - аккуратно студийно записанный материал, исправленный с помощью компьютерных программ или специальной аппаратуры. Веками музыка не знала ничего, кроме живого исполнительства заранее подготовленных или тут же симпровизированных произведений. Именно в таком виде музыка стала неотъемлемой частью культуры. Дополнительным свойством музыки в ее первоначальном значении является неразрывность звукового и визуального восприятия концерта, то есть аудивизуальность не является каким-то особенным изобретением двадцатого века и MTV, а просто была забыта, когда человечество обнаружило для себя безграничные возможности и удобство звукозаписи.
Что же тогда могло оттолкнуть многих выдающихся представителей даже поп-музыки от видеоклипов, если видеоряд - неотъемлемая часть концертного выступления? Что, - если не усилия клипмейкеров создать красивую и упорядоченную иллюстрацию песни и тем самым, естественно несознательно, нарушить магию хаотических эмоций, создаваемую исполнителем? Не поэтому ли  возникали и школы звукозаписи, ставящие во главу угла воспроизведение ощущений живого исполнения с присущими ему ошибками?
Можно сказать, что равновесие музыкальной экспрессивности и  аккуратности, натурально присущее музыке, было нарушено в пользу аккуратности в результате проникновения в музыкальную индустрию технологий двадцатого века. Ответом на этот перекос в век компьютеров и музыкальных обработок  можно считать интерактивность в музыке.  Здесь не идет речь о мультимедийной интерактивности видеоигр, когда играющий вносит своими манипуляциями определенные изменения в материал. Конечным продуктом все еще является аудиозапись или клип, либо искусственно созданные, либо записанные на концерте. Основной задачей является - дать музыкантам, работающим с компьютерами, гибкость и простоту выражения своих моментальных идей и настроений, свойственную живым музыкальным коллективам на концерте в противовес доскональности студийной работы и использованию заранее записанного материала на концертах, не только в грубом виде минуса, но и в виде заранее записанных сэмплов. Речь в первую очередь идет о реалтаймовости, но реалтаймовость игры на музыкальных инструментах в случае электронного музыканта или компьютерного музыканта дополняется реальтаймовостью средств влияния на музыкальный материал. Всевозможные гитарные и не только эффекты, миди-контроллеры, контроллеры движения, связанные с компьютерами, сэмплерами, фразовыми сэмплерами - необходимый инструментарий музыкальной интерактивности.
С другой стороны, возможности нового обращения с традиционными инструментами тоже повышают экспрессивность исполнения. От приготовленного фортепьяно классического авангарда до приготовленной гитары экспериментов Электро-Акустической Импровизации - средства дополнительного управления инструментом дают возможность музыканту, выступающему соло или в малом ансамбле, расширить свои исполнительские возможности. Следующим естественным шагом в эту сторону было применение  многими современными соло-инструменталистами и даже соло-вокалистами миди- или других контроллеров в сочетании с интерактивными компьютерными средами.
В наших скромных экспериментах мы используем модулярную интерактивную музыкальную студию Audiomulch, в основном как продвинутый фразовый сэмплер или луп-машину, аккомпанирующую дуэту. Используемые источники звука: одна гитара, один вокал, перкуссионные интерактивные VSTi, контролируемые миди-педалью Behringer. Все лупы записываются в реальном времени или непосредственно перед исполнением и носят импровизационный характер, выражающий настроение музыкантов в данный момент времени. Задача - не использовать многодорожечную запись, а фиксировать живое исполнение. Каждая новая версия песни, таким образом, становится уникальной. Зачастую даже музыкальный стиль и структура подвержены радикальным изменениям от записи к записи одной и той же песни.
Мы только начинаем наши эксперименты с визуализацией песен. Пока разумным представляется использование VJ программного обеспечения, в частности, студии реалтаймовской анимации Visual Jockey, бесплатной, но настолько богатой возможностями, что даже ее разработчики не могут разобраться, что в ней происходит.