А- и Б-теории
времени.
Если естественные
науки после диспута Лейбница и Кларка
как-то сами собой приняли ньютоновские
взгляды на время, то в философии
сохранились обе позиции. Новые названия
им дал в начале двадцатого века философ
из Кембриджа Джон МакТаггарт.
Б-временем
МакТаггарт назвал уже знакомое нам
ньютоновское время, не зависящее от
предметов и людей. Этот подход рассматривает
время как вечно существующий предмет
-- временную ось, состоящую из моментов
времени: такое-то число, столько-то
часов и столько-то минут. Преимущества
Б-теории выявляются, когда необходимо
знать время не с точки зрения человека,
а, так сказать, объективно, например, в
науке. Переменная времени t, которая
появляется в бесчисленном количестве
физических формул, -- это как раз такое
время.
Но в этой Б-теории
становится сложно понять, чем же время
все-таки отличается от пространства.
Действительно, как объяснить то, что
прошлое фиксировано, а будущее дает нам
возможность выбора, когда все события
настоящего и будущего размещены на оси
времени, как график функции в системе
координат? Пусть это и видно только
богу, а не нам, но все, что произошло и
произойдет уже зафиксировано. В этом
смысле говорят, что Б-время детерминистично.
Но, мало этого,
тут возникают существенные затруднения
в описании изменений.
Когда кто-то говорит: "Ну наконец я
доделал эту неприятную работу!" -- с
точки зрения Б-теории сложно понять, о
чем идет речь. Чему так радоваться? Ведь
эта работа и должна была выполняться с
такого-то числа по такое-то. МакТаггарт
сравнивал временную ось с Гринвичским
меридианом, который в одной своей части
проходит через Великобританию, а в
другой -- нет. Отличие? Конечно. Но где
здесь изменение? Подобные примеры, как
замечал Бергсон, ставят под сомнение
вообще возможность иллюстрировать
время пространственными картинками не
только временной оси, но и более сложными
разветвленными, о которых мы поговорим
чуть позже. Теория относительности,
которая вообще перемешала пространство
и время в единое простанство-время, хотя
и упрочила позиции Б-теории, но и еще
больше обострила ее недостатки.
В А-теории, как
МакТаггард назвал подход, следующий
логике употребления времен глаголов,
ситуация прямо противоположная.
Центральное место в А-теории занимает
настоящий момент времени с точки зрения
говорящего. В этом СЕЙЧАС мы живем, в
нем принимаем решения относительно
будущего, в нем извлекаем уроки из
прошлого, в нем общаемся и делаем
суждения. Одновременно с нами в этом
СЕЙЧАС помещается вся вселенная. Но
СЕЙЧАС постепенно сдвигается (если на
время забыть о путешествиях во времени),
время проходит, и то, что было туманным
будущим становится уже прошлым. Проблема
с А-временем заключается в том, что не
существует ни одного явления, про которое
можно было бы сказать, что оно определенно
отностится к прошлому, или будущему,
или к настоящему. Взятие Бастилии или
даже строительство пирамиды Хеопса
вроде бы относятся к прошлому, но во
времена динозавров эти события были в
далеком будущем.
Зато у А-теории
есть неоспоримые преимущества. Она
идеально подходит для описания изменений,
автоматически учитывает направленность
времени и не обязательно строго
детерминистична. Все эти
качества А-теория унаследовала из
разговорного языка. Достаточно вспомнить:
"что было, то прошло", "время не
вернешь", "лучше поздно, чем никогда",
"после драки кулаками не машут",
"до поры, до времени" и завоевавшее
прочную популярность в недавней истории
"было ваше, стало наше". Может быть
для сравнения А- и Б-времени лучше всего
воспользоваться такой
аналогией. Если уподобить жизнь человека
зданию, то с точки зрения Б-теории это
будет законченное строение, на первых
этажах которого мы находим человека в
младенчестве, на средних -- в зрелости,
и на самых высоких -- в старости. Для
А-теоретика это здание будет недостроенным,
и на верхнем строящемся этаже мы будем
видеть человека-строителя,
созидающего свою оставшуюся жизнь.
Идеалисту
МагТаггарту удалось искусно сыграть
на достоинствах и недостатках двух
подходов к природе времени, таким
образом, чтобы доказать парадоксальное
утверждение о том, что время
вообще не существует. Достаточно было
только обратить внимание на слабости
В-теории. Тогда без А-теории никак не
обойтись, а она оказывается внутренне
противоречивой в том смысле, что одно
и то же явление относится и к прошлому,
и к будущему, и в какой-то момент -- к
настоящему. Это понятно. Языковые
структуры, из которых и происходит
А-теория, не могут тягаться с математическими
в плане строгости и непротиворечивости.
Рассуждения МакТаггарта за сто лет не
могли не подвергнуться многочисленным
критическим нападкам особенно со стороны
тех философов, которые не разделяли его
идеалистической позиции. Но сами А- и
Б-теории не претерпели значительных
изменений и, следовательно, до сих пор
сохраняют как свои достоинства, так и
недостатки.