четверг, 22 декабря 2011 г.

Путешествия во времени в сериале Грань. А- и В-теории времени.


А- и Б-теории времени.

Если естественные науки после диспута Лейбница и Кларка как-то сами собой приняли ньютоновские взгляды на время, то в философии сохранились обе позиции. Новые названия им дал в начале двадцатого века философ из Кембриджа Джон МакТаггарт.
Б-временем МакТаггарт назвал уже знакомое нам ньютоновское время, не зависящее от предметов и людей. Этот подход рассматривает время как вечно существующий предмет -- временную ось, состоящую из моментов времени: такое-то число, столько-то часов и столько-то минут. Преимущества Б-теории выявляются, когда необходимо знать время не с точки зрения человека, а, так сказать, объективно, например, в науке. Переменная времени t, которая появляется в бесчисленном количестве физических формул, -- это как раз такое время.
Но в этой Б-теории становится сложно понять, чем же время все-таки отличается от пространства. Действительно, как объяснить то, что прошлое фиксировано, а будущее дает нам возможность выбора, когда все события настоящего и будущего размещены на оси времени, как график функции в системе координат? Пусть это и видно только богу, а не нам, но все, что произошло и произойдет уже зафиксировано. В этом смысле говорят, что Б-время детерминистично.
Но, мало этого, тут возникают существенные затруднения в описании изменений. Когда кто-то говорит: "Ну наконец я доделал эту неприятную работу!" -- с точки зрения Б-теории сложно понять, о чем идет речь. Чему так радоваться? Ведь эта работа и должна была выполняться с такого-то числа по такое-то. МакТаггарт сравнивал временную ось с Гринвичским меридианом, который в одной своей части проходит через Великобританию, а в другой -- нет. Отличие? Конечно. Но где здесь изменение? Подобные примеры, как замечал Бергсон, ставят под сомнение вообще возможность иллюстрировать время пространственными картинками не только временной оси, но и более сложными разветвленными, о которых мы поговорим чуть позже. Теория относительности, которая вообще перемешала пространство и время в единое простанство-время, хотя и упрочила позиции Б-теории, но и еще больше обострила ее недостатки.
В А-теории, как МакТаггард назвал подход, следующий логике употребления времен глаголов, ситуация прямо противоположная. Центральное место в А-теории занимает настоящий момент времени с точки зрения говорящего. В этом СЕЙЧАС мы живем, в нем принимаем решения относительно будущего, в нем извлекаем уроки из прошлого, в нем общаемся и делаем суждения. Одновременно с нами в этом СЕЙЧАС помещается вся вселенная. Но СЕЙЧАС постепенно сдвигается (если на время забыть о путешествиях во времени), время проходит, и то, что было туманным будущим становится уже прошлым. Проблема с А-временем заключается в том, что не существует ни одного явления, про которое можно было бы сказать, что оно определенно отностится к прошлому, или будущему, или к настоящему. Взятие Бастилии или даже строительство пирамиды Хеопса вроде бы относятся к прошлому, но во времена динозавров эти события были в далеком будущем.
Зато у А-теории есть неоспоримые преимущества. Она идеально подходит для описания изменений, автоматически учитывает направленность времени и не обязательно строго детерминистична. Все эти качества А-теория унаследовала из разговорного языка. Достаточно вспомнить: "что было, то прошло", "время не вернешь", "лучше поздно, чем никогда", "после драки кулаками не машут", "до поры, до времени" и завоевавшее прочную популярность в недавней истории "было ваше, стало наше". Может быть для сравнения А- и Б-времени лучше всего воспользоваться такой аналогией. Если уподобить жизнь человека зданию, то с точки зрения Б-теории это будет законченное строение, на первых этажах которого мы находим человека в младенчестве, на средних -- в зрелости, и на самых высоких -- в старости. Для А-теоретика это здание будет недостроенным, и на верхнем строящемся этаже мы будем видеть человека-строителя, созидающего свою оставшуюся жизнь.

Идеалисту МагТаггарту удалось искусно сыграть на достоинствах и недостатках двух подходов к природе времени, таким образом, чтобы доказать парадоксальное утверждение о том, что время вообще не существует. Достаточно было только обратить внимание на слабости В-теории. Тогда без А-теории никак не обойтись, а она оказывается внутренне противоречивой в том смысле, что одно и то же явление относится и к прошлому, и к будущему, и в какой-то момент -- к настоящему. Это понятно. Языковые структуры, из которых и происходит А-теория, не могут тягаться с математическими в плане строгости и непротиворечивости. Рассуждения МакТаггарта за сто лет не могли не подвергнуться многочисленным критическим нападкам особенно со стороны тех философов, которые не разделяли его идеалистической позиции. Но сами А- и Б-теории не претерпели значительных изменений и, следовательно, до сих пор сохраняют как свои достоинства, так и недостатки.