А и Б
А и Б сидели на
трубе
А и Б наблюдали
сказочный восход
Б сказал: для
чего восход в наш век наук
А сказал: без
него все только пустой звук
Б сказал:
посмотрим!
А сказал ну
ладно!
и взлетел с трубы
и тотчас в небесах исчез
Б один остался
на трубе
Б сказал: что
мне А мечтатель и поэт
Б сказал: никого
умнее на трубе
Но он вдруг
понял, что он что-то пропустил
так он и
не вспомнил
времена
глаголов
и не мог,
что было, есть
и будет,
отличить
Так Б сидел на
трубе
дни и года и
столетия прошли
он был всегда
он смог бы все
но он не знал,
где начать
Эзотерическое
знание и теории времени.
Два подхода к
природе времени имеют непосредственное
отношение к отмеченному нами ранее
различию научного и эзотерического знаний. Прежде всего,
легко понять, что этого можно было
ожидать. Б-время объективно существует
независимо от человека. Так же и научное
знание доступно всем, а значит существует
объективно, как бы вне своих носителей.
Если бы даже все носители определенной
научной теории исчезли с лица земли в
результате какого-либо катаклизма, по
оставшимся книгам новому поколению
людей скорее всего удалось бы ее
восстановить. В свою очередь, так же как
эзотерическое знание существует только
для своего носителя или носителей, так
и А-время существенно зависит от того,
кем определяется СЕЙЧАС. Например, для
динозавров прошлая пятница никак не
могла бы стать СЕЙЧАС, потому что они
уже вымерли задолго до этого.
Неудивительно
поэтому, что Б-теория времени несовместима
с некоторыми случаями эзотерического
знания. Например, в нашем примере с Алхимиком возможность того, что
его знание не передалось его университетскому
другу, была связана с теми чувственными
ощущениями, которые алхимик твердо
помнил, но не мог доказать своему другу.
Если бы алхимик знал
заранее, что его эксперимент по получению
философского камня окончится в этот
раз удачно, может быть, ему пришло бы на
ум задокументировать свои приготовления.
Может быть, он получил бы справки о том,
что он в этот день был трезв и находился
в здравом рассудке. Может быть, также
он пригласил бы свидетелей, чтобы они
могли наблюдать за чистотой эксперимента.
Но в том-то и дело, что алхимик проводил
подобные опыты безуспешно уже в течении
десятилетий и, если бы он занимался
формальностями каждый раз, то его и так
непростая задача осложнилась бы
многократно.
Б-теоретик,
однако, не верит в то, что момент может
быть упущен, ведь все произошедшее в
прошлом должно
оставаться на оси времени, в том числе
и чувственные ощущения.. Его позицию
можно выразить приблизительно так: если
результат был действительно получен,
значит можно докопаться
до доказательств, если же доказательства
не доступны, результат не мог быть
получен. Хотя в подобных случаях
Б-теоретик оказывается
противником эзотерического знания, это
не всегда верно. Возьмем человека,
который обладает тем, что Бергсон назвал
бы пограничным восприятием, например,
способностью видеть ауру людей и
предметов. Поскольку ситуация с
фотографиями ауры до сих пор остается
спорной с точки зрения науки, можно
считать,
что этот человек обладает эзотерическим
знанием, -- другие люди не могут видеть
то, что он видит ни собственными глазами,
ни с помощью приборов. Такое эзотерическое
знание не связано с тем или иным взглядом
на природу времени. Возможно, здесь
надо задействовать различие в подходах
к пространству.
По мысли Бергсона научное знание
формирует пространство. Но пространство
науки так же отличается от более сложной
концепции взаимного расположения вещей
Аристотеля, как временная ось -- от
времени Аристотеля. Каждый факт
пограничного восприятия, то есть
восприятия, невозможного с точки зрения
науки, указывает на искусственность
научного пространства, будь то в версии
Ньютона или в более современных вариантах.