пятница, 20 января 2012 г.

Мораль сериала Грань. Утилитарианизм и другие "измы".





Когда Уолтера спрашивают, как он смог проводить эксперименты над детьми, он отвечает, что это было сделано во имя всеобщего блага. Он предвидел неотвратимость конфликта с параллельной вселенной и видел выход в том, чтобы, развивая паранормальные способности у детей, создать идеальных солдат для будущей войны. Насколько нам известно, единственным "удачным" исходом этих экспериментов стала Оливия, получившая в числе прочего способность проникать из одного мира в другой. Судьба всех остальных детей была совершенно искорежена, а некоторые из них вообще не смогли ужиться со своими новыми "возможностями" и погибли. Но и для Оливии опыты Уолтера тоже не прошли бесследно и, как мы уже видели, значительно уменьшили ее шансы обрести обычное человеческое счастье по сравнению с не подвергавшейся экспериментам Фоливией.
Так что же это за моральная позиция, которой придерживается Уолтер? Не лучше ли ее назвать аморальной? Мы не зря подняли вопрос о счастье или несчастье Оливии, ведь мораль Уолтера называется принципом максимального счастья или утилитарианизмом (от английского слова "польза"). Человек, придерживающейся такой точки зрения считает моральными те поступки, которые увеличивают общую совокупность счастья у всех людей вместе взятых. Уолтер пожертвовал счастьем детей ради жизни (необходимого атрибута счастья) всех разумных существ в нашей вселенной. С точки зрения утилитарианизма Уолтер поступил морально. Но все же его мучают угрызения совести, да и зрители не могут отделаться от ощущения, что, несмотря на то, что он хотел сделать "как лучше", и его намерения были бескорыстны, Уолтер балансирует на тонкой ГРАНИ между благодетелем человечества и криминальным элементом. Действительно, существуют и другие теории морали, и мы можем понять, что Уолтер -- утилитарианист хотя бы потому, что в с их позиций поступок Уолтера совсем не просто считать моральным. Пожалуй, нам не обойтись без исторического экскурса в три наиболее авторитетные на текущий день теории морали: аритотелеву мораль добродетели, категорический императив Канта и британский консеквенциализм, одним из вариантов которого и является собственно утилитарианизм.
Но сначала надо объяснить, почему мы будет использовать термин "утилитарианизм", а не получивший популярность в русскоязычной литературе советской эпохи укороченный аналог "утилитаризм". Во-первых, "утилитарианизм" соответствует английскому написанию, а, учитывая, что эта философская школа появилась именно в Британии, логично придерживаться их терминологии. Когда книга одного из основателей этой школы Джона Милля была переведена в царской России, она так и называлась -- "Утилитарианизм". Во-вторых, есть экономическая теория, называемая утилитарной экономикой, которая тоже претендует на название "утилитаризм". В-третьих, огромное количество "измов" в словаре советской идеологии, таких как "социализм", "милитаризм", "капитализм", "империализм" и т. д., -- как бы по аналогии заставляет писать "утилитаризм", не особо задумываясь, о чем идет речь. Но тут есть опасность уподобиться Макару Нагульнову, не одобрявшему злобное шипение в английском языке на конце "русского" слова "революция". Есть разница, говорим ли мы о явлении, политической позиции или системе философских взглядов. Например, очевидно не надо объяснять, что такое "коммунизм". Соответственно, коммунист -- это член коммунистической партии. Но значение английского "коммунитариан" - сторонник идеи совместного пользования имуществом -- не совпадает со значением слова "коммунист". Производное слово "коммунитарианизм" обозначает систему взглядов, ставящую во главу угла сообщество людей. Эта философская концепция появилась в только конце двадцатого века, и легко догадаться, что ее основоположниками были не Маркс и не Энгельс. Если бы коммунитарианизм существовал, например, во времена маккартизма в США, то сокращение названия этой филолсофской школы до "коммунизма" привело бы к совершенно необоснованным дополнительным репрессиям. Но, с другой стороны, если бы вместо маккартизма был бы маккартианизм, то репрессий не было бы вообще.
Подобно "утилитарианизму" образуются многие термины, описывающие системы взглядов и философские концепции: гуманитарианизм (не "гуманизм" -- забота о ближнем), аристотелианизм (не "аристотелизм" -- вообще не существующее слово, несмотря на "ленинизм", "марксизм"), "эгалитарианизм" и другие.